Основная идея класса заключается в формуле «три лодки в одной». Она привлекательна своей простотой: в одном и том же корпусе меняется лишь размер нижней части мачты и площадь паруса.
Технические характеристики
Экипаж – 1 человек
Материал корпуса – стекловолокно (GRP)
Длина наибольшая, 4,23 м
Ширина наибольшая, 1,37 м
Осадка, 0,79 м
Водоизмещение, 59 кг
«Лазер-Радиал»:
Оптимальный вес экипажа, 55-70 кг
Площадь парусности, 5, 76 кв.м
«Лазер-Стандарт»:
Оптимальный вес экипажа, 72-83 кг
Площадь парусности, 7,06 кв.м
Канадец Брюс Кирби (Bruce Kirby) как-то изобразил эскиз яхты, которую можно перевозить на крыше автомобиля. Идею он реализовал, когда журнал «One Design and Offshore Yachtsman» решил провести регату в классе яхт стоимостью около $ 1000 и названную «America’s Teacup». После ряда модификаций паруса яхта Брюса победила в этом классе.
Вначале яхту назвали «Уикэндер», а ее символикой на парусе стало сочетание букв TGIF — абривиатура американской поговорки «Слава Богу, уже Пятница». В 1971 году яхты получили общее название класс «Лазер». Олимпийским классом «Лазер» стал в 1996 году и вошел в мужскую программу, в том же году была выпущена специальная «Олимпийская» серия яхт.
Первый чемпионат мира провели в 1974 году на Бермудских островах с участниками из 24 стран, где первое место завоевал американец Питер Комете (Peter Commette) который потом занял призовое место на летних Олимпийских играх 1996 года в Атланте. Выдающимся чемпионом в этом классе является Роберт Шайдт (Robert Scheidt) из Бразилии, его прозвали «El-demolidor» — он выиграл чемпионат мира восемь раз и завоевал две золотые и одну серебряную Олимпийскую медаль.
Появившись на международном рынке в январе 1971 года, эта яхта очень быстро стала пользоваться большим спросом. В настоящее время общее количество построенных лодок составляет 182 тысячи. «Лазер» относится к классу гоночных швертботов-монотипов. Конструкция лодки относительно несложна, чем, в первую очередь, и объясняется ее популярность среди яхтсменов. Основная идея класса заключается в формуле «три лодки в одной». Она привлекательна своей простотой: в одном и том же корпусе меняется лишь размер нижней части мачты и площадь паруса. Яхта с самым энергоемким парусом (стандарт) подходит для взрослых опытных спортсменов, а более легкие в управлении модификации «Лазера» (4,7; радиал) используются для обучения юниоров. Отличительной особенностью лодки «Лазер-Радиал» является парус особого радиального раскроя.
Рангоут яхты хорошо сбалансирован, с ним может управляться один человек. В России выпускается швертбот «Луч», по характеристикам приближенный к «Лазеру». В Европе «меньший» «Лазер-Радиал» превзошел по популярности «Лазер-Стандарт» и прижился как женский одноместный «динги», нацеленный на программу летних Олимпийских игр 2008 года.
Комплектация «Лазера-Радиала» использует тот же корпус что и «Стандарт», но меньший по площади парус, более короткую верхнюю часть мачты и гик, форма и профиль паруса также отличные от «Лазера-Стандарта».
В последние годы лодку обновили, усовершенствовали систему контроля паруса, XD комплект с новой гик-оттяжкой упростил работу со шкотами которые стали намного удобнее и доступнее для работы яхтсмена.
В 2006 году Сборная России завоевала золотую и серебряную медали на Чемпионате Европы по парусному спорту в олимпийском классе «Лазер-Радиал» в Италии: золото у Игоря Лисовенко среди юниоров, серебро у Тимофея Жбанкова среди взрослых. Женская сборная России выступила слабее. Однако девушки на таком крупном соревновании выступали впервые, и Дарья Иванова сразу попала в десятку, а Алиса Кирилюк заняла 19-е место.
В том же году в польском городе Гдыня прошел чемпионат Европы по парусному спорту в классе «Лазер-Стандарт». Из российских спортсменов никто не прошел критерий отбора на чемпионат Европы, поэтому участники из России приехали за счет спонсоров. К сожалению, никто из них (Максим Семерханов, Юрий Божедомов, Дмитрий Бондаренко, Дмитрий Терешкин и Эдуард Скорняков) не смог тогда показать высокий результат — лучшее, 10-е место – занял Дмитрий Бондаренко.
И вот на Чемпионате Мира в Австралии в классе «Лазер-Стандарт» бывший «золотой» юниор, спортсмен из Таганрога Игорь Лисовенко сумел попасть в лицензионное поле и теперь готовится представлять Россию в Китае. Остается надеяться, что он займет там более высокое место, чем Владимир Крутских (20-е) на Олимпиаде в Сиднее-2000, или Максим Семерханов, который на прошлой Олимпиаде в Афинах на «Лазере» вышел на 26 место.