«Звездный» (STAR) — килевая яхта международного класса, имеющая полную длину корпуса.
Технические характеристики
6,92 м (22’81,2″), длину по ватерлинии 4,72 м (15’6″), ширину по палубе 1,73 м (5’8,25″), осадку осадка — 1,02 м (3’4″), площадь парусов 26.5 кв.м (281 кв. фут.), массу 662 кг из них фальшкиля — 395-408 кг. Экипаж «Звездного» состоит из двух человек. В скобках приведены размеры в футах, как они даны в правилах класса. Длина по ватерлинии и осадка указаны приближенно, так как оба эти размера правилами точно не устанавливаются.
История класса «Звездный» начинается в 1906 году, когда появилась маленькая, около 18 футов, килевая яхта «Буг» (малыш), спроектированная конструктором Вильямом Гарднером. После нескольких сезонов эксплуатации новой американский яхтсмен Г. Курри, мечтавший сделать парусный спорт доступным широкому кругу, пришел к выводу, что следует несколько увеличить размеры корпуса для удобства работы команды, и снова обратился к Гарднеру. В результате размеры корпуса увеличили, но тип и основные формы ее корпуса остались без изменения. За зиму 1910-11 гг. были построены двадцать две такие яхты. Это и был первый в мире монотип — килевая яхта класса «Звездный».
Первые гонки в этом классе прошли в заливе Лонг-Айленд 30 мая 1911 года. Вооружение яхты было гафельным, с короткой мачтой и гиком, выступавшим за корму на метр. Были и другие не совсем удачные решения, однако яхта быстро стала популярной в яхт-клубах США. В 1914 году американец Георг Элдер объединил владельцев этих яхт, создав союз вначале в США, а затем и в международном масштабе.
20 января 1922 года в Нью-Йорке Элдер провел организационное собрание районов, где ходили эти яхты, создав Ассоциацию класса «Звездный». Тогда же было проведено первенство США, а в следующем году — первое международное соревнование в этом классе. С 1932 года класс «Звездный» был включен в олимпийскую программу.
Модернизация вооружения, завершившаяся в 1929 году, связана с переходом на бермудский грот, уменьшением гика и удлинением мачты. Однако корпус, спроектированный в 1911 году, сохранился и сейчас почти без изменения, причем этот класс успешно конкурирует с яхтами, созданными в последние годы.
Комплект парусов состоит из грота, стакселя и штормового стакселя. Размеры каждого паруса, число и размер лат определены в правилах. Яхта — строгий монотип и должна получать мерительное свидетельство Ассоциации класса «Звездный».
В то же время правила позволяют рулевому экспериментировать, настраивая яхту на максимальные ходовые качества. Так, фальшкиль разрешается передвигать от положения на чертеже вперед на 152 мм и назад на 102 мм. То же касается и степса мачты. Рулевой свободен, например, в выборе проводки шкотов, паруса разрешается шить из любой ткани без ограничения ее характера и веса.
Особенностью является то, что из всех олимпийских классов килевых яхт на глиссирование в полном смысле выходить может только «Звездный». Для глиссирования на яхтах этого класса остаются те же правила, что и для всех килевых яхт, находящихся на полном курсе.
Поистине «звездным» стал успех нашей команды в классе «Звездный» на Олимпийских играх 1960 года. Здесь наши основные конкуренты (всего 26 лодок) имели на парусах золотые, серебряные и синие звезды, присваиваемые чемпионам мира, континента и региона соответственно: десятикратный чемпион Европы, трехкратный чемпион мира и победитель Олимпийской парусной регаты в Хельсинки итальянец Агостино Страулино, португалец Марио Квина, американец Уильям Пэркс, швейцарец Xанс Бринер, багамец Дорвард Ноулс, немец Бруно Сплит и многие другие. Среди них были и наши, тогда никому не известные рулевой Тимир Пинегин и шкотовый Федор Шутков.
В «Звездном» классе первые четыре места завоевали спортсмены на яхтах американской фирмы «Олд Гринвич» (постройки 1956—1958 годов). Яхта под управлением Пинегина в семи гонках заняла последовательно 1, 2, 1, 1, 3, 5 и 5-е места. За первые пять гонок экипаж набрал такое количество очков, которое практически обеспечивало первое место независимо от последующих результатов.
В итоге в «Звездном» классе впервые в мировой истории парусного спорта звание олимпийских чемпионов было завоевано советскими спортсменами.
«Это был случай медленного угасания капитализма, — писал журнал «Ньюсуик» от 19 сентября 1960 года. — На Олимпийских играх Советский Союз впервые завоевал золотые медали в парусном спорте — традиционной игре, забаве банкиров и биржевиков. // Ведь США имеют 1500 яхт «Звездного» класса. Советский Союз только 200».
На Московской Олимпиаде 1980 года победителем в классе «Звездный» стал Валентин Манкин (кстати, чемпион Европы-1979 в классе «Звездный»), единственный в мире яхтсмен, выигрывавший олимпийские медали в классах «Финн», «Темпест» и «Звездный».
Начиная с Олимпиады-2004 класс «Звездный» перестал быть открытым и стал чисто мужским.
Увы, Чемпионат мира по парусному спорту в классе «Звездный», завершившийся в Майами 18 апреля этого года, перечеркнул наши надежды на участие в Олимпийских играх-2008. Чемпионами стали поляки Матеуш Кушнеревич и Доминик Жицкий (сумма очков за пять лучших гонок — 14), итальянцы Диего Негри и Луиджи Виале — серебряными призерами (23), а чемпионы мира-2007 Роберт Шайдт и Бруно Прада из Бразилии — бронзовыми (33). Россияне остались без олимпийской лицензии. Сергей Шевцов и Роман Садчиков финишировали 48-и, Виталий Тараканов и Максим Карельский — 50-и, а Дмитрий Вохминцев и Юрий Пинегин — 87-и из 104 лодок.
На Чемпионате мира-2008 в «Звездном» разыгрывалось четыре олимпийские лицензии. Их обладателями стали швейцарцы Флавио Марацци и Энрико Де Мария (четвертые), хорваты Марин Ловрович и Синиша Микуличич (12-е), ирландцы Максвел Трэйси и Энтони Шанкс (14-е) и австрийцы Ханс Шпитцауэр и Кристиан Нехаммер (16-е).