Репутация элитного класса гоночных яхт в Европе в начале третьего тысячелетия, несомненно, принадлежит «Дракону». Сегодня владеть и управлять им – символ престижа, знак стиля.
Технические характеристики
Сегодняшний «Дракон» – это килевая яхта с экипажем из трех (не более) человек, длиной – 8,90 м, шириной – 1,95 м и осадкой 1,20 м, с водоизмещением не менее 1650 кг (с оборудованием, без мачты, из них 1000-–1020 кг – балластный киль), с вооружением грот – 16 м2, генуя – 11,7 м2 и спинакер — 23,6 м2.
Яхтсмены старшего поколения помнят, как в 50-е гг. ХХ в. на наших водоемах впервые появились парусники с характерным «сигарообразным» корпусом, легким кормовым дифферентом, изящным навесом рубки-укрытия и заваленной в корму мачтой. На гроте лодки гордо красовалась латинская «D» , которую после номера судна дополняли буквы «SU» (Советский Союз) – неизбежное окончание в обозначении монотипа международного класса.
Стремительные обводы, экзотическое название класса «Дракон» – все завораживало и привлекало внимание. Однако спортивной лодкой, а тем более принятым мировым парусным сообществом монотипом «Дракон» стал не сразу. Его история началась в 1928 году, когда Йохан Анкер, признанный к тому времени талантливый конструктор, предложил на конкурс Королевского яхт-клуба в Гетеборге проект небольшого «молодежного» судна – килевой яхты (шхерного крейсера) с длинными носовым и кормовым свесами, маленькой каютой с двумя спальными местами и возможностью автономного плавания в течение нескольких дней. Основные характеристики проекта: общая длина – 8,9 м; длина по ватерлинии – 6,2 м; ширина – 1,95 м и осадка – 1,2 м.
Популярность относительно недорогих яхт росла в Европе с начала ХХ в. Представители среднего класса почувствовали вкус к походам под парусами и стали приобретать недорогие лодки и устраивать на них любительские гонки. В 1906г. был основан IYRU (ныне ISAF, Международная федерация парусного спорта). А за год до этого Юхан Анкер и Кристиан Йенсен создали в Норвегии верфь « Анкер и Йенсен», специализировавшуюся на небольших и быстрых парусных лодках.
В 1928 году на верфи «Анкер и Йенсен» была построена первая лодка нового типа. Историки парусного спорта расходятся и в вопросе появления характерного названия. Есть суждение, что Анкер, как совладелец верфи, дал проекту название «Дракон» в память о кораблях викингов – знаменитых дракарах. По другой версии, когда проект представили в IYRU (ISAF), фамилию Anker англичане перевели как «anchor» – якорь, а в обратном переводе на норвежский « якорь» кем-то был записан как Draggen. В свою очередь, англичане же «скорректировали» Draggen в Dragon (дракон).
Так или иначе, « Дракон» быстро стал популярной яхтой в шхерной Скандинавии, а затем и во всей Европе. 1933 год считается годом появления « Дракона» в Великобритании.
Первая гонка Золотого кубка «Драконов» состоялась в 1937 году. А после второй мировой войны «Дракон» стал активно вытеснять более дорогие 6-, 8- и 12-метровики, получив в 1948 году статус олимпийского класса. Строительством яхт занялись ведущие европейские страны, в том числе с 1947 года – Франция, а в 1952 году «Драконы» начали производить в СССР.
Любопытно, что за последние без малого 80 лет эти параметры не менялись, разве только совершенствовались материалы корпуса, такелажа и рангоута.
В семи олимпийских регатах, которые принято считать основными мировыми гонками, победителями на «Драконах» в основном были представители скандинавских стран. В Лондоне на играх 1948 года золотым призером стал норвежский экипаж с рулевым Тором Торвальдсеном. Он же выиграл Олимпиаду в Хельсинки в 1952 году. В Мельбурне (1956) первыми были шведы с рулевым Фолком Болиным. В Риме (1960) золотую медаль выиграл греческий король (тогда еще принц) Константин, а в Токио (1964) – датчанин Оле Бернстен. Яхтсмен из-за океана Джордж Фрайдрихс победил на «Драконе» в заокеанском Мехико (1968). Последнюю для «Драконов» золотую медаль на Олимпиаде в Мюнхене почти при полном безветрии выиграл рулевой австралиец Джон Брюс Кунео.
Сегодня класс «Дракон» привлекателен для разбогатевших людей не в последнюю очередь благодаря тому, что среди их владельцев встречаются представители европейской аристократии и монархических домов: президентом Международной ассоциации класса «Дракон» является экс-король Греции Константин, а вице-президентом – принц-консорт Дании Хенрик. Известно, родословную не купишь, однако получить сопричастность принадлежности к аристократическому кругу за деньги вполне возможно.
Репутация элитного класса гоночных яхт в Европе в начале третьего тысячелетия, несомненно, принадлежит «Дракону». Сегодня владеть и управлять им – символ престижа, знак стиля.
В среднем, каждый год, в мире строят три-четыре десятка новых «Драконов» на фирмах, получивших лицензию IDA, без которой «Дракон» не может получить мерительное свидетельство и быть принят для участия в соревнованиях (кстати, свидетельства старых «Драконов» действительны, в том числе и советских).
Все современные «Драконы» – это штучное производство под заказ с соответствующей ценой. Стоимость нового « Дракона» из стеклопластика без парусов – около 50 тыс. евро, если на стеклопластиковый корпус положить тиковую палубу – цена поднимется до 70 тыс., а самые роскошные «Драконы» делают по специальной технологии вакуумного ламинирования шпона красного дерева. Корпус приобретает дополнительную жесткость и, соответственно, скорость при слабых и, что особенно важно, сильных ветрах. Цена яхты определяется индивидуально, в зависимости от выбранной комплектации, но в несколько раз превышает стеклопластик – 100-130 тыс. евро. Делают такую яхту около года.
Словом, полная противоположность той недорогой лодке для молодых европейских буржуа, которую задумывал конструктор в первой половине прошлого века.
Нынешние владельцы «Драконов» разделились на две категории: тех, кто сами сели за руль, и тех, кто пока ходят шкотовыми с профессиональными рулевыми. «Дракон» объединил финансовые возможности владельцев и парусный опыт бывалых яхтсменов. Основным центром возрождения и развития этого класса в России стал «Дракон»-клуб в подмосковном Пирогове, где флот «Драконов» насчитывает уже более 30 яхт.
Сегодня члены клуба уже занимают почетные места в мировом рейтинге ИДА. Так, профессионалы Алексей Крылов – 8-й, Георгий Шайдуко – 10-й, а на 13-м месте значится Александр Ежков, севший на «Дракон», да и вообще на яхту всего пять лет назад! Кстати, он и основал знаменитый ныне Пироговский яхт-клуб.
Количество «Драконов» в России растет, и настал день, когда назрела наконец необходимость объединить флоты этих яхт в Российскую национальную ассоциацию. Президентом ее избран профессиональный яхтсмен, серебряный призер олимпийских игр 1996 года Георгий Шайдуко.
По данным главного судьи соревнований в классе «Дракон» Вячеслава Шавло, только в минувшем году в России прошло 8 соревнований в этом классе. По результатам международных соревнований присвоено четыре звания МСМК. Чемпионат России в классе «Дракон» теперь проводится поочередно в Москве и в Санкт-Петербурге по соглашению между ассоциациями этих городов.
На ХI Международной Балтийской регате-2007 в классе «Дракон» и открытом чемпионате России в классе «Дракон»-2007 первые места занял экипаж яхты Diamond (RUS 77), рулевой Максим Семерханов. А чуть раньше на Банковском кубке-2007 – яхта «Мурка-9» (RUS 99), рулевой Валентин Уваркин.
Парусные регаты в классе «Дракон» проводятся также в Новосибирске, Дубне, в акватории Московского моря и других местах России.