ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ

Летучий Голландец (Flying Dutchman — FD) — это 20-футовый высокоскоростной гоночный швертбот (динги). Экипаж — 2 человека. До настоящего времени FD по прежнему один из наиболее быстрых швертботов на встречных курсах в мире.

Технические характеристики

fd3s

Длина наибольшая – 6,06 м
Длина по ватерлинии – 5,50 м
Ширина – 1,78 м
Вес корпуса – 130 кг
Вес яхты с парусным вооружением – 165 кг
Площадь грота – 10,2 м2
Площадь генуи – 8,4 м2
Площадь спинакера – 21 м2

 

Спустя несколько лет после окончания Второй мировой войны Голландский яхтенный клуб предложил Международному парусному союзу утвердить новый международный класс лодок, оборудованных выдвижным килем и управляемых командой из двух человек, которые были бы удобны и для озер, и для внутренних водных путей Европы.

Инициативу взяли на себя Конрад Гюльчер, Жан Леф и конструктор Уус Ван Эссен.

Предложенную конструкцию отличали острый киль (шверт) для лучшего поведения в открытом море и плоский, с широким транцем корпус, облегчавший выход на глиссирование. Корпуса делали из дерева, стекловолокна. Члены экипажа лодки должны были весить от 65 до 95 кг. Авторы проекта хотели получить лодку, которая оказалась бы быстроходной как на озерах, так и в открытом море. На озере Лусдрехт лодка прошла контрольную дистанцию быстрее других яхт. Своим названием Flying Dutchman (в буквальном переводе: «Летучий голландец») обязан сэру Питеру Скотту, тогдашнему президенту IYRU (ISAF).

По сумме всех испытаний Союз решил на своей встрече в ноябре 1952 г. в Лондоне дать Flying Dutchmanмеждународный статус. Ограничение «только для озер» с него сняли. С того момента началось победное шествие класса по миру – в начале 1960-х гг. Flying Dutchman получил прописку почти в 50 странах.

Первые официальные состязания состоялись в 1954 г. в Римини, Италия. Победил Пауль Эльвстрем.

В 1956 г. FD участвовал в соревнованиях на канале Кросс от Фолькстоуна до Болоньи. Из 30 разных лодок, выступавших при сильном ветре, Flying Dutchman оказался самой быстроходной лодкой с командой из двух человек. Конрад Гюльчер и Боб Бошотен прошли дистанцию за 5,5 часа, провисев на трапеции практически в течение всей гонки.

В 1957 г. FD выбрали на Олимпийскую регату 1960 г. в Неаполе вместо класса «Шарпи», участвовавшего в Австралии на Олимпиаде 1956 г. Первым олимпийским чемпионом среди 31 страны-участницы стал Петер Лунде из Норвегии.

Для спортсменов, не участвовавших в чемпионатах мира и Европы, учредили неделю Flying Dutchman, которая пользовалась большой популярностью. В 1970 г. появился Villenia Cup, который вручался лучшему рулевому года на FD. Последняя Олимпийская регата проводилась в 1992 г. в Барселоне, т. е. всего состоялось 9 Олимпийских регат, и во всех них, за исключением бойкотируемой СССР лос-анджелесской Олимпиады, советские яхтсмены принимали участие.

В 1960-е гг. FD начали строить в СССР на Лазаревской верфи в Сочи и на Ленинградской верфи ВЦСПС. У нас новый класс назвали «Летучий голландец» (ЛГ). Он был точной копией FD, хотя официально лицензии СССР не приобретал. Хотя и зарубежную, и отечественную версию называли «Летучими голландцами», правильно будет разделять два названия – «Летучий голландец» и Flying Dutchman.

Разница в скорости отечественных и иностранных лодок привела к тому, что на внутренних чемпионатах гонщики, выступавшие на яхтах русской постройки (ЛГ), изначально не могли конкурировать с яхтсменами на FD, купленными в Европе. Наши лодки считались хорошими, но мачты, паруса, веревки, блоки и прочее оборудование заметно уступало по качеству. С начала 1980-х гг. соревнования ЛГ и FD хоть и проходили одновременно, но в зачет шли двумя раздельными группами – A-(FD) и Б-(ЛГ). Соответственно и чемпионы были разные.

В 1958-м в г. Городце, на Горьковском водохранилище, состоялся первый чемпионат СССР. Первым чемпионом Советского Союза стал Александр Шелковников. Второе место занял экипаж Виталия Жилко, и третье – Бориса Ильина. В том же году Всесоюзная федерация парусного спорта приняла решение: кто выигрывает чемпионат страны в классе «М», получает новый «Летучий голландец». В 1958 г. на «Эмках» победил молодой ленинградец Анатолий Коновалов. И уже на следующем чемпионате СССР в классе «ЛГ» в 1959 г. в Одессе он сумел оказаться на равных с признанными яхтсменами и завоевал бронзовую медаль, проиграв чемпиону СССР Р. Новодережкину и серебряному призеру А. Шелковникову.

В 1959 г. на «Эмках» побеждает Евгений Калина, ставший впоследствии одним из сильнейших «голландеров». На третьем чемпионате СССР подиум разделили те же экипажи, что и в 1959-м, но в таком порядке: А. Шелковников, Р. Новодережкин, А. Коновалов.

А потом наступила эпоха Владимира Леонтьева

На Олимпиадах нашу страну представляли:
1960, 1964 гг. – А. Шелковников, матрос В. Пильчин, места 6 и 5;
1968 г. – Л. Рвалов, матрос В. Пильчин, место 15;
1972, 1976, 1980 гг. – В. Леонтьев, матрос В. Зубанов, места 6, 5 и 5;
1988 г. – С. Бородинов, матрос В. Буданцев, место 14;
1992 г. – Г Шайдуко, матрос В. Буданцев, место 11.